Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза ДТП, которую обыватели зачастую именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из этих названий не является научно-обоснованным и точным наименованием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое наименование более 7 лет назад, большинство судей, адвокатов, следователей, юристов по прежнему продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не определяя конкретного вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в адрес организации, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, где требуются знания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки).

Возникает ситуация, в результате которой материалы возвращаются в следственные или судебные инстанции без исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются из-за элементарной неграмотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и иных объектов по поверхности автодороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна и прочие негативные особенности ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.